Казанское благочиние - <span class="cd">5 января. </span><span class="cc">на 88 году жизни мирно отошел ко Господу клирик Казанского храма протоиерей Митрофан Чаркин .</span>
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

5 января. на 88 году жизни мирно отошел ко Господу клирик Казанского храма протоиерей Митрофан Чаркин .07 Январь 2014

17 июня 1926 года, в день памяти святителя Митрофана, патриарха Константинопольского, в селе Пузево Воронежской области в семье крестьян родился сын. Мальчика назвали по святцам – Митрофаном. Его родители были глубоко верующими людьми. Крестить мальчика приехал иеромонах Феодор с Азова. В этом городе Ростовской области в разгар гонений на верующих находились две православные общины, так называемые потаенные монастыри, – мужская и женская. Отец Феодор был наместником мужской.

    Когда Митрофану исполнилось 11 лет, родители отпустили его в монастырь. К ним в хутор приехала монахиня с Азова и сказала, что отец Феодор, тот самый, что крестил мальчика, благословил ему пожить в его обители. Официально это была простая строительная артель. Братия работала столярами, плотниками. А по воскресеньям все собирались в храм на соборную молитву. Отец Феодор нес старческое служение. Три летних месяца провел мальчик рядом со старцем. Во время богослужений помогал иеромонаху в алтаре, подавал кадило. Бывал он и в соседней женской обители. Там встретился Митрофан с инокиней Марией. Повзрослев, он назовет ее своей духовной матерью.

    Воспоминания о лете, проведенном в монастыре, навсегда запечатлелись в памяти юного Митрофана. Общение со старицей Марией, само пребывание рядом с ней наполнили его душу стремлением к святости и желанием стать священнослужителем.

    Но впереди была война. В семнадцать лет отец Митрофан поступил в учебный автополк города Боброва. А через год, когда исполнилось восемнадцать, был направлен на фронт – Третий Белорусский. И так год на передовой в самом горниле войны. Трижды был ранен. Перенес несколько операций. С войны вернулся инвалидом. Врачи дали вторую военную группу. Но самое главное, вернулся живым. Живым, как прежде горящим любовью к Богу, желанием Ему служить. В госпитале Вильнюса застала батюшку радостная весть о явлении Казанского образа Пресвятой Богородицы в небе над Кенигсбергом, во время которого немцы неожиданно прекратили атаку и уступили высоту без боя. Эта новость, пришедшая с передовой, тогда придала раненому Митрофану и силы к выздоровлению, и укрепила веру в скорейшую победу.

    В послевоенное время последовала очередная волна гонений, репрессий на верующих. Инокиня Мария переехала жить на Донбасс. К своей духовной матери устремился и отец Митрофан. Он поселился в том же домике, что и старица. Устроился работать на шахту. Работать там после перенесенных ранений было нелегко, но молитвы матушки Марии придавали ему сил. После ее кончины отца Митрофана взяли псаломщиком в храм, а затем и регентом.

    Летом 1957 года начальник стройцеха шахтоуправления Митрофан Иванович Чаркин получил путевку в одесский санаторий. В этом городе ноги сами привели его к стенам Одесской духовной семинарии. Осенью 1957-го Митрофан Иванович на тридцать первом году своей жизни стал семинаристом. В среде сокурсников его отличали спокойный невозмутимый нрав, благодушие, прилежание в учебе, сосредоточенность на духовной жизни, опыт внутренней молитвы. Никто из преподавательского корпуса не сомневался в том, что их воспитанник примет монашество. Но на втором курсе семинарист Митрофан женился. На сестре иеромонаха Алексия (Чистова), настоятеля храма, в котором до поступления в духовную школу нес послушание псаломщика. Он с благодарностью и со смирением принял ниспосланную от Господа любовь и никогда не пожалел о своем решении вступить в брак. Ибо помнил наставление инокини Марии о том, что не угоден Богу тот, кто не тверд на путях своих.

    В 1959 году исполнилось желание маленького Митрофана. Спустя многие годы он принял священный сан. На Воздвижение Креста Господня митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил его во диакона. А через три недели на праздник святителей Московских – во иерея. На приходах не хватало священников, поэтому хиротонии последовали одна за другой.

    В 1961 году иерей Митрофан окончил Одесскую семинарию, и был принят в штат Покровского кафедрального собора города Воронежа.Не коснулась отца Митрофана череда переводов с прихода на приход. Только один перевод был в его жизни. Через два года служения в Кафедральном соборе, батюшку направили в Казанский храм, перед престолом которого он молится до сих пор. О предстоящем переводе его известили в день Ангела – 17 июня 1963 года. «Я уходил из Собора со слезами на глазах», – признается потом батюшка.

    В шестидесятые годы на весь Воронеж было только три действующих храма: Покровский, Никольский и Казанский в Отрожке. В штате собора четыре священника, Великим постом им приходилось исповедовать по полторы тысячи верующих за службу. Большая богослужебная нагрузка сплотила воедино клир собора. По словам отца Митрофана, они стали одной семьей, покидать которую не хотелось. Но нужно было идти на Казанский приход, но на новом месте иерея Митрофана вновь ждало утешения от Господа. В храм уже была возвращена его главная святыня – Казанская икона Пресвятой Богородицы, писаная на Афоне. Батюшка особо почитал «Казанскую» со времен Великой Отечественной. К тому же уполномоченный по делам религий при Левобережном райисполкоме отличался лояльным отношением к Православной Церкви. За время служения в Отрожке отец Митрофан у него побывал всего три раза. Факт сам по себе уникальный. Правда, однажды в бытность настоятелем Казанской церкви, священнику пришлось выступить на заседании райисполкома в защиту верующего человека. В ту пору представители райисполкомов часто посещали приходы и выписывали из церковных книг фамилии тех, кто крестил своих детей. На этот раз внимание чиновников Левобережного исполкома пало на одного комсомольца, который не так давно крестил своего новорожденного ребенка. По этому факту зампредседателя исполнительного комитета товарищ Андреев организовал слушание дела с участием судей, прокурора, следователя, адвокатов, фининспекторов. Пригласили и настоятеля храма, в котором было совершено крещение. Отцу Митрофану предоставили слово последним. «Мне Господь дал такое дерзновение, что я никого не побоялся, – говорит батюшка. – Я сказал так, как должен сказать священник. Сказал, что Господь сотворил мир и человеку дал свободу. А человек должен не только быть верным чадом Божиим, но и, живя в обществе, исполнять свои гражданские обязанности. Мы же не имеем права никому отказать, и особенно гражданам нашей страны, в желании окрестить своих чад, воспрепятствовать тому, чтобы наши с вами дети в Таинствах Церкви восприняли частицу благодати Божией…» По итогам заседания в адрес комсомольца не последовало никаких прещений. В начале 90-х двадцатого века в Воронеже стали возвращать храмы один за другим православным. Священников не хватало. И, на тот момент уже удостоенный протоиерейства, отец Митрофан совершал, помимо Казанской церкви, богослужения в Боровом, Репном, Новой Усмани, в Воскресенском храме Воронежа, в возрождающемся женском монастыре. Игумения Алексиево-Акатовой обители матушка Варвара (Сажнева) просила отца Митрофана остаться служить в монастыре, духовно окормлять сестер. Но батюшка не смог расстаться с родным приходом. «Казанская – мой дом», – ответил он. В 2005 году митрофорного протоиерея Митрофана Чаркина удостоили патриаршей награды – служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до Херувимской песни.

В 2009 году отец Митрофан был почислен за штат по состоянию здоровья. Но и после этого не забывал родной храм. На Двунадесятые Праздники он посещал богослужения, причащался Святых Христовых Тайн. Вся братия храма всегда была искренне рада видеть батюшку, под его благословение старались подойти все прихожане.

     «Когда молишься искренне, то бывает с Господом духовное единение. В этом духовном единении Господь посылает божественные мысли о том, как нужно дальше себя вести»-протоиерей Митрофан Чаркин.

 

 

 

 

 

 

 

назад к списку новостей